Автор: Сара Кан Для некоторых Кристен Стюарт – всего лишь «девчонка из «Сумерек». Ее покоряющее перевоплощение в юную влюбленную Беллу Свон в умопомрачительных фильмах романтической вампирской франшизы позволило ей выдвинуться на первый план и получить звание «кинозвезды».
Для многих молодых актеров это стало бы шансом подзаработать, сняться в целом ворохе хорошо оплачиваемых ролей в кинохитах с участием разных сверхъестественных героев-любовников. Стюарт же, напротив, предпочитает более сложный путь: необычные независимые фильмы, роли, которые по-настоящему близки ей, а время от времени – изображение личностей-икон (скажем, таких, как Джоан Джет). Она надеется только, что желающие видеть в ней всего лишь Беллу, дадут ей шанс.
«Есть дорога, по которой я сейчас иду. Я понимаю, что у странного кино небольшая зрительская аудитория – я имею ввиду иные, эклектичные фильмы, – и полностью это принимаю, – говорит она. – Но в то же время, если я продолжу сниматься в таких фильмах, я хочу, чтобы их воспринимали сами по себе, а не так: «Что ж, посмотрим, как эта девчонка из «Сумерек» справится».
Стюарт говорит, что она глубоко признательна за все возможности, которые открыла ей улетная вампирская франшиза, но она постаралась, чтобы все персонажи, которых она сыграла после, не были до жути похожи на Беллу. Взять хотя бы ее тонкую игру в недавно вызвавшем сенсацию независимом фильме «Добро пожаловать к Райли». В роли грязно ругающейся малолетней беглянки, стритизерши Мэллори Стюарт болезненно открыта и органична, настоящая травмированная изнутри бунтарка, и она составляет более чем достойный противовес своим партнерам по фильму Джеймсу Гандольфини и Мелиссе Лео. «Я очень рада, что для создания фильма потребовалось именно столько времени и не меньше потому, что к своим 18 годам я была готова, я стала более уверенной и достаточно зрелой для этой роли, – говорит актриса, которой на сегодняшний день уже 20. – Я прочла сценарий в 16 лет, и тогда я была слишком молода. Думаю, взяться за подобный материал я бы не решилась».
Режиссер «Райли» Джейк Скотт заметил Стюарт в фильме Шона Пенна «В диких условиях». Ее экранное время было ограничено, но она использовала его на все сто. «Мы пошли выпить с Шоном Пенном, и он сказал: «Обрати-ка внимание на эту девочку», – вспоминает Скотт. – Она не так много была задействована в фильме, но явно обладала тем свойством, которое в моем представлении имелось у Мэллори – я называю его «коварством». В ней есть что-то от дикой, бездомной кошки. Это свойство в ней очень сильно, несмотря на вполне счастливое окружение любящих людей. И это интересно, может быть, именно поэтому ей удаются такие сломленные персонажи, такие сложные образы».
Фильм «Добро пожаловать к Райли» был запущен в производство раньше «Сумерек», и Скотт вспоминает, что ему пришлось сражаться за участие Стюарт. «Мне повезло, что он счел меня достойной этой роли», - говорит она со смехом. Стюарт сделала все возможное, чтобы оправдать веру в нее Скотта, она бросилась изучать и работать над образом. «Я из Силиконовой долины, у меня самое нормальное, привилегированное воспитание, так что был страх, вроде: «Да кто ты такая, что ты об этом знаешь?» - рассказывает она.
Стюарт читала книги о бездомных подростках, разговаривала с реальными танцовщицами из стрип-клубов, даже научилась танцевать у шеста. «В фильме вы этого не увидите, - рассказывает она о танце у шеста, – и это фигово. Нет, не в смысле танец фиговый. Джейк не хотел эксплуатировать образ Мэллори еще сильнее, ей и так досталось, зато я обнаружила, что они просто адски бьются о шест. У меня все ноги, все бока были в синяках. Думаю, мы полностью выложились, чтобы все сделать правильно. Для девушек, имеющих отношение к подобным сюжетам, это совершенно необходимо. Схалтурить - означало бы стать подлыми мошенниками».
Для Cтюарт «не халтурить», делать все, что в человеческих силах, для создания правдоподобного образа – неотъемлемая часть ее подхода к роли. Желающие видеть ее только в образе неловкой Беллы – иногда замкнутого, иногда невзрачного подростка – наверное, никогда не слышали ее рассуждений об актерстве. Ее каждый раз охватывает поразительное воодушевление, когда она говорит о подлинной связи с персонажем, и хотя ей давно уже не приходится проходить прослушивания, выбор роли никогда не бывает для нее легким. Если она берется за роль, значит, она по-настоящему хочет ее сыграть.
«Если приходится сидеть и спрашивать себя: «А хочешь ли ты это сделать?» – значит, не хочешь, - твердо заявляет она. – Сидеть и размышлять: «Ну, история хорошая, некоторые моменты смущают, но я с этим справлюсь»? Нет-нет-нет, я так не умею. Мне кажется, за какой бы проект я ни взялась, я провалюсь по полной. Просто говоришь себе: «Я хочу это прожить. Мне бы очень хотелось этому научиться». И все сразу становится ясно».
В «Комнате» Что касается актерства, то Стюарт с раннего возраста знает о нем не понаслышке. Ее мать – скрипт-супервайзер, так что Стюарт выросла, болтаясь по съемочным площадкам. «Я охотно ходила с ней на работу, я видела детей, занятых в съемках, и думала: «Боже, хочу работать!» - хихикает она. Возможность представилась, когда кто-то заметил ее, «исполняющую дурацкую песенку в праздничном представлении» в школе, вспоминает она. «В зрительном зале присутствовал человек, который занимался подбором агента для детей-актеров. Такое могло случиться только в Лос-Анджелесе, нигде больше». В 9 лет она начала проходить прослушивания и получать роли. Одной из самых заметных стала роль страдающей диабетом девочки в триллере «Комната страха» с Джоди Фостер в партнерах и с Дэвидом Финчером в качестве режиссера.
«Кажется, меня утверждали раз шесть на протяжении нескольких месяцев, потому что производство запускали, потом сворачивали и меняли актеров, - говорит Стюарт. – Я по-настоящему боролась за роль. Каждую новую девочку они заставляли продемонстрировать все, на что она способна, и дело продвигалось медленно. Мне многократно пришлось читать роль перед Дэвидом Финчером, и каждый раз он вносил поправки. Напряжение было действительно серьезным». Теперь, она лучше понимает суть долго процесса, но тогда ей просто не терпелось проявить себя. «Я изо всех сил давала понять: «Господи, чувак, да расслабься ты, я справлюсь! - рассказывает она со смехом. – Я искренне считала, что он просто должен мне довериться!»
«Комната страха» обеспечила карьере Стюарт симпатичный старт, но лишь в 13 лет, после мрачного независимого фильма «Говори», к ней пришло понимание, что она способна реализоваться в актерской карьере. «Я осознала, что эта работа может стать не просто развлечением и предлогом увильнуть от школы, - говорит она. – Можно рассказывать истории, из которых люди многое почерпнут для себя».
Она начала совмещать роли в больших молодежных фильмах с работой в заставляющих задуматься независимых проектах, в том числе в выдающемся режиссерском дебюте актрисы Мэри Стюарт Мастерсон «Поедатели пирожных». Мастерсон вспоминает, как ее впечатлила игра Стюарт в «Комнате страха», но еще сильнее она была потрясена, когда началась их совместная работа. Персонаж Стюарт в «Поедателях пирожных» страдает атаксией Фридрейха, заболеванием, которое поражает речевую и двигательную функции. По словам Мастерсон, если бы синдром был изображен неточно, то результат стал бы оскорбительным. Но Стюарт снова решительно взялась за работу.
«Она целиком посвятила себя тому, чтобы все сделать правильно, - вспоминает Мастерсон. – Я дала ей записи нескольких интервью, познакомила с людьми, справляющимися с этим заболеванием, и она погрузилась в процесс. Она все держала в себе, но я знала – это хороший знак. У меня был точно такой же опыт работы над реальными образами, и я понимала: она ощущает некую потребность защитить целостность этих душ, страдающих от недуга, который ей предстоит только изображать».
Когда Мастерсон на фестивалях начала отвечать на вопросы о фильме, «Сумерки» еще не вышли, и имя Стюарт пока не было на слуху. «После каждого показа, - рассказывает режиссер, - кто-нибудь обязательно спрашивал, как мне удалось найти такую хорошую актрису, страдающую этим заболеванием».
«Дорожная» карта Стюарт снималась в Питтсбурге в независимом фильме «Парк отдыха и развлечений», когда подул первый ветер «Сумерек». В то время, рассказывает она, у нее «в голове не хватало места», чтобы даже рассмотреть возможность участия в проекте такого размаха. И все же она согласилась на прослушивание и была просто в восторге, когда режиссер Кэтрин Хардвик и актер Джексон Рэтбоун прилетели в Питтсбург, чтобы с ней встретиться. «Мы работали четыре часа, - говорит Стюарт, - а когда они истекли, не желали прекращать обсуждение, и тогда Кэтрин сказала: «Хорошо, по-моему, тебе следует за это взяться. У меня сейчас самолет, но, надеюсь, мы еще вернемся к обсуждению». Я такая: «Э-э… то есть, это значит…» Я не могла поверить».
Как и Скотт, Хардвик была очарована кратким появлением Стюарт в фильме «В диких условиях». «Я почувствовала, как с экрана выплескивается ее уязвимость и тоска, когда она сидела на кровати в трейлере, пытаясь соблазнить Эмиля [Хирша], - вспоминает Хардвик. – Кристен обязательно должна все прочувствовать, чтобы соединиться с образом, сделать его частью себя. Она очень глубокая, сильная личность, и у нее хорошие спортивные данные. Белла Свон неуклюжа. Кристен пришлось изображать неумеху во время волейбольной игры, но на самом деле она суперзвезда».
Может, Стюарт и не была готова к статусу суперзвезды, который ей принесли «Сумерки», но она постаралась не потерять связь с реальностью и не менять своего способа принимать решения. «Многое изменилось, но вместе с тем процесс выбора остался прежним, - говорит она. – Наверное, не будь «Сумерек», я бы и не заметила разницы, ведь мне не удалось бы поучаствовать в том, в чем участвую сейчас. Я это понимаю и очень за это признательна. Но когда к тебе взывает такая история, как «Добро пожаловать к Райли», нужно за нее хвататься».
То есть ее до сих пор искренне удивляет, когда создатели хотят заполучить ее для участия в тех или иных фильмах, таких, например, как готовящаяся к выходу экранизация романа Джека Керуака «На дороге», снятая режиссером Уолтером Саллесом. «Когда проект еще только обсуждался, а я уже достигла нужного для роли Мэрилу возраста, я и тогда не слишком на это надеялась. Я думала: «Да они наверняка пригласят Скарлетт Йохансон», - смеется Стюарт. – И это было бы здорово, а вот представить себя частью этого уравнения я не могла».
Теперь, она – часть этого уравнения, и она демонстрирует свойственную ей преданность роли, с некоторым оттенком удивления, нетипичного для молодой актрисы, которая уже так долго работает в кино. «Я снималась со своим другом Томом Старриджем, он играет Карло Маркса, его реальный прототип – Аллен Гинзберг, - говорит Стюарт с радостным волнением в голосе. – И вот я смотрю на него, а он произносит этот долбанный развернутый сумасшедший монолог Аллена Гинзберга в углу на какой-то громыхающей, бредовой вечеринке, тогда я, пританцовывая под звуки бипоп-джаза, приближаюсь к нему и говорю: «Том, мы снимаем «На дороге». Ты понимаешь?!? «На дороге»!!»
Игра в стратегию Хотя у нее есть собственный особый способ оценки возможных ролей, Стюарт признается, что она избегает выстраивания сложных стратегий, когда речь идет о карьере, «потому что, придерживаясь определенной стратегии, лишаешься ощущения «я не знаю, что именно хочу сыграть, пока эта роль до меня не докричится». А на самом деле – кто знает, далеко ли, близко ли такая роль особенно теперь, когда я получила великий дар говорить «да», больше всего мне хотелось бы работать над проектами с людьми, которые мне уже близки».
Дар говорить «да», которым наделил ее успех «Сумерек», восхищает Стюарт, словно чудо. Но она понимает, что такой дар ограничен: она не желает использовать его для тиражирования Беллы Свон. «Я пока не пыталась, но мне наверняка будет легко согласиться на главную роль в фильме, где мне предстоит сыграть нормальную, симпатичную девушку, - говорит она. – Таких фильмов полно. Но если мне хочется сыграть, скажем, заключенного транссексуала [в независимом фильме «К-11», этот проект находится в разработке], а я действительно хочу его сыграть, то у этого решения совсем другой вес."
Стюарт знает, что сейчас на нее обращено множество взглядов. Она знает, что некоторые всегда будут считать ее исключительно «девчонкой из «Сумерек». Но она решительно намерена идти по острым краям, строить карьеру, неизменно проявляя полную преданность проектам, в которых участвует, и усердно работая со сценаристами и режиссерами, доверившими ей воплотить их видение. «Это правда, - серьезно говорит она, – я просто хочу и дальше заниматься тем, чем занимаюсь».